2021-08-05 14:48:42

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин "трудная жизненная ситуация" относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Все это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети:

- оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети — жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении;

-дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. Помощь в преодолении данных ситуаций могут оказать учреждения, участвующие в исполнении закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних».

Цель деятельности сектора опеки и попечительствапрофилактика социального сиротства, снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

- осуществление сопровождения, т.е. целенаправленной деятельности по анализу и решению проблем замещающих семей;

- организация межведомственного взаимодействия между службами профилактики социального сиротства;

- ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;

- усиление работы по правовой грамотности замещающих семей;

- пропаганда здорового образа жизни.

Направления деятельности:

- изучение и анализ культурно-бытовых отношений в замещающей семье;

- выявление и поддержка детей, нуждающихся в установлении опеки (попечительства);

- защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.);

- создание банка данных замещающих семей;

- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

- организация и проведение индивидуальных консультаций для замещающих семей, семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

- содействие в обеспечении профилактической и коррекционной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, комиссия по делам не совершеннолетних и т. д.);

- способствование пропаганде здорового образа жизни;

- содействие в трудоустройстве на летний период;

- анализ и обобщение опыта по сопровождению замещающих семей;

- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по организации работы с замещающими семьями.

Основные принципы работы сектора опеки и попечительства:

- целенаправленное взаимодействие и сотрудничество со службами системы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, социального сиротства, преодоления трудных жизненных ситуаций;

- личностно-ориентированный подход, основывающийся на гуманном отношении к личности, уважении прав и свобод человека, оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

- принцип конфиденциальности, предусматривающий:

- установление отношений открытости;

- сохранение профессиональной тайны в отношениях между сотрудником сектора опеки и замещающей семьей.

Ожидаемые результаты

- уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах учёта;

- уменьшение количества замещающих семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих кризисы детско - родительских отношений;

- увеличение количества детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.);

- своевременное межведомственное взаимодействие с различными службами по оказанию помощи детям.

Мониторинг

- запросы характеристик обучающихся в образовательных учреждениях;

- аналитические записки в органы социального взаимодействия;

- анкетирование;

- опрос;

- наблюдение.

Зав. сектором опеки и попечительства Ушакова Е.А.

Администрация района

Совет депутатов