На пути
развития бизнеса Техническим регламентом (Федеральный закон Российской
Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности"), введена новая форма подтверждения - независимая оценка
пожарного риска – аудит безопасности.
В соответствии со статьей 6 «Условия соответствия
объекта защиты требованиям пожарной безопасности» Федерального закона от 22
июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении
одного из следующих условий:
1. В полном объеме выполнены требования пожарной
безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии
с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не
превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. В полном объеме выполнены требования пожарной
безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии
с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами
по пожарной безопасности.
Собственникам объектов защиты предлагается
действующим законодательством Российской Федерации право выбора следующих
способов соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности:
Первый способ - традиционный, который заключается
в осуществлении государственным пожарным надзором проверки объекта, выявлении
технических нарушений требований пожарной безопасности, применении
соответствующих санкций, выдача предписаний.
Второй способ подтверждения соответствия –
независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности (процедура,
выполняемая аккредитованной в МЧС России организацией, по оценке соответствия
объекта требованиям пожарной безопасности). Следует отметить, что оценка
пожарного риска – это проведение соответствующих расчетов по специально
утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или
не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим
регламентом.
Пожарный аудит проводится на основании договора,
заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и
экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного
риска.
Расчет пожарного риска могут осуществлять только
аккредитованные при МЧС России экспертные организации.
В случае установления соответствия объекта защиты
требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о
технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности,
путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о
независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
Расчеты пожарного риска проводятся по Методикам,
утвержденным МЧС России (для всех зданий, за исключением многоквартирных жилых
домов (функциональное назначение Ф1.3), зданий детских дошкольных
образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов
(неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного
типа и детских учреждений, а также производственных и складских зданий и
сооружений – приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении
методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и
строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в редакции
Приказа МЧС России от 12.12.2011 года №749); - для производственных и складских
зданий и сооружений – приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404 «Об
утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на
производственных объектах»).
Проведение независимой оценки риска дает
собственнику следующие преимущества:
- при проведении пожарного аудита не применяются
штрафные санкции за нарушение требований пожарной безопасности, как при
проверках органами ГПН;
- объект, на котором проведен пожарный аудит, не
включается в план проверок ГПН в течение трех лет;
- при внеплановых проверках составляется только
акт о том, что на объекте проведен аудит;
- разрабатываются мероприятия, компенсирующие
отступления (нарушения) от действующих норм, что позволяет минимизировать
затраты на обеспечение пожарной безопасности объекта;
- на основании плана устранения выявленных
нарушений определяются приоритетные направления финансирования;
- снижаются страховые сборы при страховании
объекта недвижимости от пожара и ответственности перед третьими лицами при
пожаре.
По возникающим вопросам Вы можете обратиться и
получить разъяснения в отделении нормативно – техническом, лицензирования и
сертификации управления надзорной деятельности и профилактической работы
Главного управления МЧС России по Орловской области по адресу: г. Орел, ул.
Сурена Шаумяна, д. 33, кабинет № 9, тел. 42-98-45.