С 30 апреля 2020 организации и ИП смогут подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с использованием утвержденных форматов.
Возможность отправить жалобу в электронной форме по ТКС предусмотрена п. 1 ст. 139.2 НК РФ.
Приказом от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@ ФНС России утвердила форму, формат, порядок заполнения и представления в электронном виде жалоб на ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.
Так, в утвержденной форме жалобы нужно выбрать предмет обжалования:
– решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки,
– налоговое уведомление,
– требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов,
– иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
И указать:
– реквизиты обжалуемого документа (номер и дату);
– наименование налогового органа, чей акт или действия (бездействия) должностных лиц обжалуются;
– основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
– требования (то есть какое решение по жалобе должен, на взгляд заявителя, принять вышестоящий орган);
– способ получения решения по жалобе;
– код жалобы (жалоба или апелляционная жалоба).
Представленная по ТКС жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной ЭП лица, подающего жалобу, и направлена через оператора электронного документооборота.
В электронном виде налоговый орган сможет сообщить время и место ее рассмотрения, информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.
При представлении в налоговый орган жалобы и направлении решения (извещения) по жалобе в электронной форме также участвуют электронные документы, форматы которых утверждаются ФНС (подтверждение даты отправки электронного документа, квитанция о приеме документа, уведомление об отказе в приеме, извещение о получении электронного документа, информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах).
Участники информационного обмена обеспечивают хранение всех электронных документов в течение пяти лет с даты получения (отправки).
Такой порядок призван упростить и оптимизировать взаимодействие налоговых органов и плательщиков.