Проведение антикоррупционной экспертизы является важнейшей процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определены субъекты, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов): прокуратура Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти в области юстиции; органы, организации, их должностные лица.
Статья 5 вышеназванного закона уточняет, что за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) могут институты гражданского общества и граждане Российской Федерации. Федеральным законом от 11.10.2018 №362-ФЗ в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» внесены изменения. В частности, определен перечень лиц, которым запрещено проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.Устанавливается, что не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: - гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;- международными и иностранными организациями;- гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;- некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.
По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.